Персональный сайт воспитателя Рязанцева Светлана Николаевна

методическая копилка

МБ ДОУ «Детский сад №10»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотворчество в коллективных работах детей, использование традиционных и нетрадиционных техник в художественном творчестве.

Консультация для воспитателей

Воспитатель: 

Рязанцева С. Н.

Новокузнецк 2017

Сотворчество в коллективных работах детей, использование традиционных и нетрадиционных техник в художественном творчестве.

Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка.

В.А. Сухомлинский

Я считаю, что творчество - это некое преодоление нормы, выход за ее пределы. При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления группы, музыкального зала,  коридоров и холлов. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат имеет общественную ценность.
Результат совместной работы значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из детей. В совместной деятельности два плюс два не всегда четыре, а может быть и пять, и шесть, у совместной деятельности "своя арифметика". А потому работа, сделанная коллективно, как правило, получается значительно содержательнее, более привлекательной, выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Дети хотят заслуженной положительной оценки. Восхищение должно быть искренним, непринужденным, естественным, «непроизвольным», как бы «невозможно удержаться от восхищения».

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в кружковом занятии композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной.

Дети сами обсуждают и выбирают цветовую палитру работы иногда методом проб и ошибок.

Ребенок должен радоваться участию в коллективной творческой деятельности, видя, как внимательно, серьезно расцениваются его соображения, точки зрения, умения, как коллектив нуждается в нем. Дошкольнику должно доставлять радость эстетическое общение с педагогом и товарищами, их уважение к его личности. Он должен переживать как большую радость успехи своих товарищей, видя в этих успехах результат и своего участия и свои перспективы.

Дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, они имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществлять обсуждение предстоящей работы, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Ребята имеют возможность видеть, как действует воспитатель.

При выполнении коллективных работ следует поощрять стремление детей обратиться за помощью друг к другу. Например, если кто-то из детей испытывает затруднение в изображении, необходимо помочь найти ему помощника среди членов его группы и особенно оценить факты проявления помощи такого рода без моего прямого участия.

СОТВОРЧЕСТВО - совместное творчество (толковый словарь Ушакова, толковый словарь русского языка Кузнецова, современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

«Педагогика сотворчества является одним из наиболее важных аспектов педагогического взаимодействия» Андреев В.И.

«Сотворчество, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности, составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе» Буланкина Н.Е.

ЗАДАЧИ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Развивать интерес к сотворчеству при создании коллективных композиций. Способствовать сотрудничеству, развитию коллективизма

1. Ситуация сотворчества позволит преодолеть возможный эгоцентризм и индивидуализм ребенка, позволит сформировать коллектив готовый сотрудничать сообща

2. Создать творческую доброжелательную обстановку в группе в совместной изобразительной деятельности

2. Эмоционально-положительный микроклимат позволит раскрепостить воображение и творческое мышление детей, а также сформировать умения координировать работу в коллективе

3. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла

3. Позволит активно развивать познавательные и творческие способности, обогатит выразительные возможности детей. Максимально подготовит личность ребенка к школе

4. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности

4. Позволит интегрировать виды художественной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой, а также интеграция с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей

5. Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус

5.Даст выход творческим возможностям ребенка. Обогатит зрительные впечатления, сформирует эстетические чувства, личностное творческое начало

Формы организации коллективных работ по изодеятельности.

 

ФРОНТАЛЬНЫЕ - работы, полученные путем соединения индивидуальных рисунков, сделанных с учетом общего замысла.


КОМПЛЕКСНЫЕ – работы, выполняемые по общему решению на одном листе, когда каждый ребенок делает свою часть задания, согласовывая это с тем, что делают другие.


КОЛЛЕКТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ - работы, при выполнении которых, каждый участник выполняет только одну определенную операцию.


ПАРНЫЕ - работа в паре.


ГРУППОВЫЕ - работа в небольшой группе.


КОЛЛЕКТИВНЫЕ - работа осуществляется общей группой детского сада.


СОВМЕСТНО-ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.


СОВМЕСТНО-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ - работа по принципу конвейера (эстафеты), когда результат одного находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.


СОВМЕСТНО-ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩАЯ - самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

 Нетрадиционные техники рисования
это способы рисования различными  материалами: поролоном, комканой бумагой , трубочками , ниточками , пенопластом , парафиновой свечой , восковыми мелками , сухими листьями и т.д. рисование ладошками , пальчиками , тупыми концами карандашей , ватными палочками и т.д.

Результатами моей работы в данном направлении стали

активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

умение находить новые способы для художественного изображения;

умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Рекомендации педагогам

 

 

-используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;

-в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;

-повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Советы родителям

-знакомьте ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,

-предлагайте  рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседуйте с ним обо всем, что он любит рисовать;

-не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

-материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

-хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему,

ведь ваш ребёнок индивидуален!



15 декабря 2018 в 16:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.